Стоит ли в кризис экономить на страховании транспортных рисков?

Затянувшийся экономический кризис сказался практически на всех сферах бизнеса, и транспортная деятельность — не исключение, так как она напрямую зависит от роста производства и активности товарного рынка. Сегодняшняя ситуация на рынке транспортных услуг диктует жесткие требования к «оптимизации» расходов, связанных с организацией транспортного процесса, в особенности в грузоперевозках. А это значит, что от многих, пусть и важных, но не первостепенных вещей компаниям приходится отказываться до лучших времен. При анализе расходов главным критерием в таких случаях служит прямая доходность от тех или иных затрат, причем в краткосрочной перспективе. И здесь очень важно не ошибиться с выбором того, что является для данного бизнеса первостепенным и важным, поэтому необходимо четко понимать, к каким последствиям может привести экономия на тех или иных расходах. А последствия, порой, могут быть просто непоправимыми.

Любой транспортный юрист знаком с ситуацией, когда транспортная компания понесла ущерб, а его взыскание с виновной стороны невозможно или затягивается на длительное время по объективным причинам. Хорошо, если этот ущерб не влияет на финансовую стабильность компании, но нередки случаи, когда такой убыток для компании катастрофичен, и даже просто ждать, пока судебные тяжбы закончатся и он будет возмещен, она не может, так как просто не имеет лишних средств для немедленного восстановления нанесенного ущерба. Многим известны случаи, когда не особо крупный перевозчик, терминал или экспедитор должны возместить стоимость утраченного дорогостоящего груза или выплатить серьезную неустойку за срыв сроков поставки, а активов компании на это просто не хватает и компания бесславно уходит с рынка или банкротится. И любой профессиональный юрист скажет, что в таких случаях единственное спасение — добротная и грамотная страховка у надежного страховщика.

Тем больше удивляет, что одна из статей расхода, которая некоторым руководителям транспортных компаний сегодня кажется наиболее подходящей для «оптимизации» расходов — это страхование транспортных рисков. Конечно, в наше время российских транспортников, которые вообще не осознают важную роль страхования в транспортном бизнес-процессе, найдется уже, наверное, немного. Каждый уважающий себя транспортный оператор, который хочет реально укрепиться на рынке транспортных услуг, имеет хотя бы минимальный страховой пакет основных транспортных рисков или, уж как минимум, организует страхование перевозимых им грузов. Но именно в кризис не все понимают, что экономия на страховании основных транспортных рисков не только неуместна, но и крайне опасна, так как риски убытков в грузоперевозках, даже при стабильной экономической ситуации, явление частое и, можно сказать, регулярное, а уж в период кризиса вероятность их возникновения увеличивается в десятки раз. И объясняется это очень просто: именно в кризис все работодатели стараются экономить на персонале, на средствах защиты, охраны, слежения, и даже если сам транспортный оператор на этом не экономит, то остальные участники транспортного процесса — наверняка, и все это неминуемо приводит к ошибкам в работе, упущениям, ущербу грузам, элементарным срывам сроков доставки и т.п. И хотя во многих случаях известно виновное лицо, однако претензионная или, что еще хуже, исковая работа отнимет и массу времени, и лишние средства, которые еще и компенсировать в полном объеме удается далеко не всегда. К тому же общеизвестно, что именно в кризис ухудшается криминогенная ситуация, и транспортная сфера не только не является исключением, а даже, наоборот, становится первой мишенью для криминальных элементов.

Поэтому, рассчитывая бюджет расходов компании в области страхования, особенно в кризис, необходимо учитывать не только сиюминутную выгоду, исходя из предположения стабильности и безаварийности процесса транспортировки грузов, но и брать в расчет ущерб, который, зачастую, может быть нанесен транспортной компании в результате непредвиденных, но возможных обстоятельств. Другой вопрос, что, тратя средства на страхование транспортных рисков, совершенно необходимо ответить на три главных вопроса, а именно:

Что страховать? Где страховать? Как сэкономить?      

Итак, что же с точки зрения интересов защиты от транспортных рисков нужно страховать любому транспортному оператору? Ну, во-первых, в любое время и любой транспортной компании необходимо страховать свою гражданскую ответственность (в зависимости от специфики деятельности это может быть ответственность перевозчика/экспедитора/терминала). А в кризис это особенно актуально, в первую очередь потому, что именно при снижении объемов перевозок падает и их доходность (так называемая маржа), по той простой причине, что все стремятся быть наиболее конкурентными и максимально снижают расценки на свои услуги, а вот случаи непредвиденного ущерба, наоборот, увеличиваются и по количеству, и по размерам. Как уже говорили выше, причины такого увеличения и понятны, и известны. В первую очередь, это всеобщая экономия на всем и вся. Даже если ваша компания не сократила свой персонал, то подрядчики и смежники, в большинстве своем, скорее всего это сделали. А значит, на оставшихся сотрудников распределили больший функционал, к тому же, как правило, любая компания старается сократить более дорогостоящих специалистов, но именно они обладают наибольшим опытом. Вот и получается, что специфические бизнес-процессы, требующие специальных знаний и опыта, оказываются в такое время под контролем малоопытных и/или перегруженных обязанностями сотрудников. В итоге возникают различные ошибочные действия как своих сотрудников, так и других участников процесса.   

А рост уровня криминальных происшествий — извечный бич, сопровождающий любой экономический кризис, особенно затянувшийся, увеличивает частоту, с которой участники транспортного процесса становятся жертвами правонарушений. Поэтому в кризис это одна из самых существенных причин увеличения риска убытков транспортной компании.

При этом именно транспортной компании приходится нести бремя ответственности за груз, чтобы сохранить клиентов и деловую репутацию, да и закон, надо сказать, достаточно суров в отношении ответственности транспортных компаний, как профессиональных участников рынка. К тому же именно в кризис, как известно, увеличивается процент проблем с контролирующими органами относительно перевозимых грузов. И зачастую, особенно в иностранных юрисдикциях, помощь и предоставление гарантий надежного страховщика многое решают и помогают избежать серьезных убытков в виде простоев и ошибочных штрафов или хотя бы их минимизировать. Поэтому крайне важно иметь запасной «парашют». А попросту быть застрахованным на такой непредвиденный, но очень возможный случай.

Второй не менее важный вид страхования в транспорте это имущественное страхование транспортных средств и транспортного оборудования (так называемое КАСКО). И в кризис этот вид страхования приобретает очень большое значение, особенно если речь идет о дорогих, новых (или еще не окупивших себя) транспортных средствах, а также о дорогостоящем специализированном транспортном оборудовании (контейнерах, погрузо-разгрузочном оборудовании и т.п.).  

Кстати, если это оборудование взято/сдано в аренду, то пользу от его страхования в кризис трудно даже переоценить, так как при повреждении или утрате такого имущества у виновного лица может просто не хватить средств возместить значительный ущерб, или это возмещение может иметь для виновного лица необратимые последствия. Поэтому в страховании транспортного имущества заинтересованы как собственники, так и арендаторы такого имущества.

Ну и, разумеется, страхование грузов, особенно дорогостоящих, скоропортящихся и высоколиквидных, в кризис приобретает самое актуальное значение, так как именно в кризис такие грузы становятся основной мишенью криминальных элементов или ошибочных действий нерадивых сотрудников.

Мы разобрались с тем, что страховать, перечислив основные, хотя, конечно, не все виды рисков. Но дальше встает вопрос, а где же страховаться, особенно во время экономического кризиса, когда это страхование так необходимо и в случае наступления неблагоприятных обстоятельств может оказаться единственным спасением.  Итак, у кого же страховаться? Ответ до смешного прост: у того, кто реально страхует, и тут два самых простых критерия отбора. Это должна быть страховая компания, которая имеет не просто высокий рейтинг надежности, а высокий рейтинг страховых выплат, а также компания, которая оказывает страховой сервис высокого класса (в страховку должны входить: организация экспертиз, гарантии, юридическое сопровождение при возникновении страховых случаев). Такой сервис не только позволяет получать за свои уплаченные за страховку средства возмещение прямого ущерба при страховых случаях, но и помогает этот, а также дополнительный, косвенный ущерб максимально сократить. Что, согласитесь, очень актуально, особенно в кризис.   

А вот критерий цены, хотя и важен, но учитываться должен не сам по себе, а только в соотношении цены и качества. То есть конкретная страховка должна включать необходимый данной конкретной транспортной компании набор застрахованных рисков,чтобы не получилось, что вроде бы страховка есть, но в реальности большая часть рисков исключена. Нужно понимать, что даже небольшая сумма, потраченная на «пустой» полис — это зря выброшенные деньги. А надежная и, главное, рабочая страховка, даже если она дороже тех, что предлагают страховщики с низким рейтингом надежности и выплат, всегда лучше и, безусловно, коммерчески выгоднее. Поэтому необходимо анализировать условия договора и правила страхования, а также четко определить набор конкретных рисков, которые в обязательном порядке должны быть застрахованы. Конечно, такой анализ требует специальных знаний и рекомендуется привлекать к нему профессиональных транспортных юристов, имеющих достаточный опыт страхования транспортных рисков.

Однако экономить, особенно в кризис, на страховании можно и даже нужно. Но только делать это необходимо правильно. И комплексное страхование является одним из таких способов правильно экономить на страховании. Надо также сказать, что в страховании транспортных рисков принцип «разложить яйца в разные корзины» неуместен, потому что и юридически, и коммерчески он не выгоден в таком страховании, если, конечно, речь идет о нормальной полноценной страховке. Комплексное страхование предполагает объединенное страхование различных видов существенных транспортных рисков. Серьезные страховые компании при комплексном страховании, во-первых, всегда дают скидку на общий страховой пакет, во-вторых, при таком страховании автоматически к застрахованному и его выгодоприобретателям не применяется суброгационное право.     

Вот кратко то, что рекомендуется в кризис всем транспортным компаниям с целью грамотного управления рисками. Очевидно, что для того, чтобы адекватно проанализировать правила и условия страхования конкретных страховых компаний, учесть в страховке все необходимые к страхованию риски, а в дальнейшем вести работу по взаимодействию со страховщиком по страховым случаям, требуются специализированные юридические знания и опыт страхования именно транспортных рисков. Поэтому при страховании именно транспортных рисков следует иметь надежное юридическое сопровождение подобных сделок в лице высокопрофессиональных транспортных юристов.

 

Президент Юридической фирмы LexCon

Кондратенко А.Л.

У нас вы можете заказать консультации и юридическое сопровождение страхования транспортных рисков

Тел. + 7 (495) 967-7988